Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

18.10.16 16:57
Доклады на седьмой международной научно-технической конференции "Инновации в судостроении и океанотехнике" в Николаеве



С 12 по 14 октября 2016 года в Николаеве в Национальном университете кораблестроения имени адмирала Макарова (ранее Николаевский кораблестроительный институт) прошла Седьмая международная научно-техническая конференция "Инновации в судостроении и океанотехнике".
 
Для участия в конференции специалистами было представлено более 310 докладов по различным аспектам теории и практики судостроения и эксплуатации флота.
 
В ходе пленарного заседания были представлены доклады ведущих специалистов судостроительной отрасли, в том числе Морского Инженерного Бюро.
 
Доклады Бюро были посвящены темам "Состояние речного судостроения и перспективные направления его развития" (доклад генерального директора, профессора, доктора технических наук Геннадия Егорова) и "О философии судов служебно-вспомогательного и технического флота XXI века" (доклад Геннадия Егорова, директора по перспективному развитию, главного конструктора Николая Автутова и главного конструктора Дмитрия Черникова).
 
Морское Инженерное Бюро приняло активное участие в работе конференции, представив на обсуждение судостроительной общественности в дополнении к 2 докладам на пленарном заседании еще 10 докладов на секциях по наиболее актуальным научным и практическим проблемам отечественного судостроения и судоходства.
 
1. Научные основы создания "сверхполных" грузовых судов смешанного река-море и внутреннего плавания (авторы Г.В. Егоров, И.А. Ильницкий, В.И. Тонюк).
 
В докладе выполнено обобщение главных и определяющих результатов научных исследований в приложении к строящимся и предполагаемым к постройке судов смешанного и речного плавания для внутренних водных путей и прибрежных морей.
 
За три года отечественными заводами было поставлено 41 "сверхполное" судно проектов RST27, RST54, еще 8 находятся в постройке. Такие темпы и такая массовая серия были характерны для лучших периодов советского судостроения и это, конечно, очень достойное сравнение для сегодняшних российских верфей.
 
2. Риски при эксплуатации барже-буксирных составов внутреннего и смешанного река-море плавания (автор А.Г. Егоров).
 
В докладе выполнен анализ происшедших с 1991 года аварий с барже-буксирными составами внутреннего и смешанного плавания (ББС). Всего обработано 533 аварийных случаев. Выявлены основные опасности, приведшие как к авариям, так и к катастрофам. Наблюдается устойчивый рост аварийности для судов старше 14 лет с пиком аварий для судов возрастом 22-25 лет.
 
Основные технические проблемы существующих отечественных ББС:
 
• возраст составов, превышающий расчетный срок эксплуатации в 24 года;
• возраст самих сцепных устройств, превышающий срок службы в 25 лет;
• ограниченность существующих сцепных устройств по высоте волны, что не позволяет эксплуатировать существующие составы методом толкания в речных бассейнах разряда "М" и выше и в морских ограниченных районах (несмотря на успешные экспериментальные рейсы ББС, состоящих из барж проекта 004ROB05 и буксиров-толкачей типа ОТ-2000 и эксплуатацию ББС, состоящих из барж проекта NBL-90 и буксиров-толкачей проекта POSS-115, в Днепро-Бугском лимане).
 
3. Анализ возможных версий гибели судна "Булгария" и рекомендации по управлению риском при эксплуатации существующих и проектировании новых речных круизных пассажирских судов (авторы Г.В. Егоров, А.Г. Егоров).
 
В докладе выполнен анализ возможных причин гибели пассажирского судна "Булгария" и сделана попытка подготовить рекомендации судоходному сообществу и классификационным обществам по управлению риском эксплуатации существующего пассажирского флота.
 
Исследование проводилось на основе численного моделирования возможных вариантов возникновения и развития аварийной ситуации, включая вариации в весовой нагрузке и положении центра тяжести (ЦТ) судна порожнем, в размещении запасов, в общем расположении и положении переборок; учет влияния пробоин, непроектного наличия жидких грузов под сланями машинного отделения, ветровой нагрузки, волнения, действия сил инерции во время маневра (циркуляции), реакции грунта с использованием, как реальных данных, так и целого ряда гипотетических предположений.
 
4. Концепция плавучего нефтехранилища для северной части Каспийского моря (авторы Г.В. Егоров, Н.В. Автутов).
 
Выполнено технико-экономическое обоснование создания концепта плавучего нефтехранилища для работы в северном районе Каспийского моря. Приведены основные характеристики этого плавучего объекта, а также преимущества перед объектами-аналогами.
 
5. Методология проверочного расчета фактической прочности корпусов судов (автор О.Г. Егорова).
 
Предлагаемая в докладе автором методика позволяет производить прямые проверочные расчеты остаточной местной прочности конструкций судов внутреннего и смешанного плавания с сохранением расчетных схем, принятых в действующих Правилах Регистра.
 
Ее применение обеспечивает возможность принятия обоснованных технических решений для изношенных пластин, балок, рам и перекрытий при проведении очередных освидетельствований и при выполнении проектов по обновлению корпусов судов, что в рамках действующей нормативной базы невозможно.
 
6. Принципы создания круизного пассажирского судна река-море плавания (авторы Г.В. Егоров, И.А. Ильницкий, Я.В. Калугин).
 
Обоснован выбор и разработана концепция круизного пассажирского судна река-море плавания, в том числе для Каспия и Черного моря, с учетом требований основного эксплуатанта. Выполнен обзор направлений пассажирских перевозок река-море плавания. Определен наиболее оптимальный вариант пропульсивного комплекса. С учетом современного понятия комфортабельности предложена компоновка судна, соответствующая мировым отельным стандартам.
 
7. О многофункциональности в ледоколах и ледоколах-спасателей нового поколения (авторы Г.В. Егоров, И.А. Ильницкий, Н.В. Автутов).
 
В докладе показано, что современные ледоколы и специальные суда создаются многофункциональными. Правильное определение основной и вспомогательных миссий многофункционального судна, выбор соответствующих прототипов, использование надежных статистических данных и приближенных зависимостей позволяют определить сочетание оптимальных характеристик формы корпуса и главных размерений на начальных стадиях проектирования. Определенные таким образом характеристики судна обеспечивают высокую ледопроходимость, хорошую ходкость в условиях чистой воды и удовлетворительную мореходность, что в целом предопределило успех выполнения миссии многофункционального судна ледового плавания. Дано описание новых проектов многофункциональных ледоколов и спасателей-ледоколов.
 
Разработаны проекты (и построены - проекты Морского Инженерного Бюро MPSV06, MPSV07, а также строятся - проекты IBSV01, MPSV12) многофункциональных ледоколов и МСС-ледоколов с высокими ледовыми качествами, хорошей ходкостью в условиях чистой воды и удовлетворительной мореходностью.
 
8. "Азовские/Каспийские пятитысячники" - сухогрузные многоцелевые суда проекта RSD18 (авторы Г.В. Егоров, В.И. Тонюк).
 
В докладе представлен концепт "Азовского" пятитысячника проекта RSD18.
 
Сопоставление технико-эксплуатационных характеристик судна пр. RSD18 с соответствующими характеристиками наиболее близких судов-аналогов - судов типа "Кишинев" (пр. 1572), судов типа "Василий Шукшин" (пр. 1588) и судов типа "Русич" (пр. 00101) показало эффективность реализации данного проекта. На данный момент построено 5 судов проекта, которые успешно работают на перевозках грузов в Каспийском море.
 
9. Круизное пассажирское судно река-море плавания проекта PV17 как пример глубокой модернизации (авторы Г.В. Егоров, Я.В. Калугин).
 
В докладе показан вариант сохранения речных круизов с расширением района плавания и повышением комфортабельности перевозок.
 
Проект PV17 (модернизация пр. 301) был разработан Морским Инженерным Бюро.
 
Класс Регистра Судоходства Украины М-ПР 2,5. Судно представляет собой четырехпалубный трехвинтовой теплоход габаритной длиной 125,0 м, шириной 16,70 м, с четырёхъярусной надстройкой по всей длине судна, с кормовым расположением машинного отделения, и ходовым мостиком в носовой части, с двойным дном, с наклонным форштевнем и крейсерской кормовой оконечностью.
 
Для размещения 196 пассажиров предусмотрены 98 двухместных кают, включая:
 
• четыре апартамента с балконом площадью от 30,1 до 31,6 м²;
• две люкс каюты с балконами площадью 24,2 м²;
• шестьдесят кают с балконами площадью от 13,5 до 16,0 м²;
• тридцать две каюты площадью от 11,1 до 12,9 м².
 
10. Теория риска в морской деятельности (авторы Г.В. Егоров, А.Г. Егоров).
 
Исследуются современные подходы к созданию норм и проектированию в морской сфере, основанные на использовании теории риска и системного анализа жизненного цикла судов. Показана взаимосвязь и отличия между понятиями надежности, безопасности и риска применительно к проектированию судов.
 
Современная концепция проектирования судов и плавучих инженерных сооружений, а также их элементов должна базироваться на следующих основополагающих принципах:
 
1. Риск - ориентированное проектирование, учитывающее обеспечение заданной надежности;
2. Оптимизация стоимости жизненного цикла судна, включающая минимизацию риска в эксплуатации;
3. Рассмотрение жизненного цикла как характеристики, изменяющейся во времени (развитие процедур реновации, конверсии и CAP, как инструментов влияния на параметры жизненного цикла).