Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

18.09.17 12:00
Круглый стол по перспективам скоростного, пассажирского и вспомогательного флота в Нижнем Новгороде



15 сентября 2017 года в Нижнем Новгороде прошел круглый стол по перспективам скоростного, пассажирского и вспомогательного флота России.
 
Обсуждение проблем строительства пассажирского и вспомогательного флота было организовано в рамках Шестого Международного бизнес-саммита 2017 года. В работе круглого стола приняли участие руководители области, АО "ОСК", специалисты судостроительных и машиностроительных предприятий, конструкторских бюро, университетов, представители иностранных посольств (Нидерландов и Австрии).
 
Генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров выступил с докладом "Анализ пассажирских и грузопассажирских судов для местных линий на социально значимых маршрутах и предложения по их замене на новые суда".
 
По данным Росморречфлота, в 2016 году перевозки пассажиров водным транспортом составили 13,5 млн. человек, морским транспортом - 13 млн. человек.
 
По оценкам экспертов, фактический пассажиропоток речным транспортом может достигать 20 млн. человек.
 
Судя по многочисленным запросам региональных властей и граждан (Архангельск, Печора, Свирь, Самара, Амур, Якутия, Астрахань, Волгоград и др.), проблема водных пассажирских перевозок по мере выхода из строя существующих судов и их старения (ужесточение после трагедии "Булгарии" требований надзорных органов, резкое возрастание объемов ремонтов, отсутствие запчастей на старое оборудование), становится все более острой.
 
Главная идея доклада - в необходимости системного подхода к проблеме. Следует проанализировать все местные линии, определить фактический и прогнозируемый пассажиропоток, выделить базовые типы новых судов для обеспечения этого пассажиропотока с минимальной стоимостью пассажиро - километра. В свою очередь, оценка количества и характеристик перспективных судов дает возможность определить потребность в соответствующем оборудовании для них и "запустить" реальную локализацию.
 
По результатам такого анализа, проведенного д.т.н. Геннадием Егоровым и к.т.н. Александром Егоровым, водному транспорту России требуется 6 "каютных" пассажирских судов вместимостью 150-200 человек (проект PV11) для межрегиональных и "дальних" перевозок, 109 пассажирских судов вместимостью от 150 до 12 человек (в том числе 42 проекта PV16M, 49 проекта PV14, 10 типа КС-110), 35 грузопассажирских паромов (25 проекта RPF15, 10 проекта RPF14).
 
Конечно, авторы не настаивали на конкретном использовании проектов Бюро, главное - это обеспечение решения внешней задачи проектирования с определением принципиальных особенностей типа судна, требуемого на линии (в действительности, все будет определяться экономикой перевозок и возможностей регионов по обеспечению необходимого субсидирования).
 
Подробности.
 
Основная часть пассажиропотока формируется в регионах Поволжья и регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока, и доходит до 1,1-1,3 млн. чел. (в Архангельской, Самарской, Волгоградской областях) в год. Интенсивность использования услугами речного пассажирского флота (отношение пассажиропотока к численности населения в регионе) по данным Росстата достигает 80% (Архангельская область) и даже 87% (Амурская область).
 
При этом динамика пассажиропотока неоднородна. В Ленинградской области, Республики Коми, Амурской области и Ненецком автономном округе наблюдался более чем 20-процентный рост пассажиропотока. В Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Саха-Якутия, Ульяновской и Нижегородской областях пассажиропоток стабильно высок.
 
Основу транспортного пассажиропотока (96%) составляют перевозки по коротким (до 50 км) маршрутам:
 
• паромные переправы между городами, расположенными на двух берегах рек;
• маршрутное сообщение между городами и пригородами;
• сообщение между городами России и Китая на Дальнем Востоке (в том числе паромное, река Амур).
 
Перевозки на дальние (свыше 50 км) расстояния составляют 4%. Такие перевозки осуществляются преимущественно в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока, особенно в Якутии.
 
Причина - из-за низкой плотности населения строительство автомобильных и железных дорог вдали от основных транспортных узлов в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока, как правило, нецелесообразно.
 
Ярким примером является Республика Саха-Якутия. При плотности населения в различных районах республики от 0,1 до 2,8 человек на кв. км строительство автомобильных и железных дорог, как правило, является крайне неэффективным с точки зрения экономики. Внутренний водный транспорт в период навигации является системообразующим для пассажирских перевозок - за год внутренним водным транспортом пользуется каждый третий житель Якутии.
 
Наличие постоянных летних маршрутов внутреннего водного транспорта и резерва судов в сезон паводков является важной составляющей жизнеобеспечения регионов, в которых недостаточно развиты автомобильные и железные дороги.
 
В то же время, такие регионы расположены в основном в Сибири, на Дальнем Востоке и на севере Европейской части, их количество и население невелико.
 
Поскольку развитие дорог в этих регионах неэффективно, пассажиропоток на внутреннем водном транспорте не может переключиться на другие виды транспорта и, скорее всего, будет сохраняться на стабильном уровне.
 
Одним из представительных в смысле линейных перевозок регионов, является Архангельская область. Там работает около 50 переправ и около 20 транспортных операторов и только по самому Архангельску перевозится до 1,2 млн. пассажиров в год.
 
В период льдообразования и ледохода (осенью от месяца до трех и весной три-четыре недели) обстановка становится просто катастрофической, так как перевозка пассажиров с 70-х годов прошлого столетия обеспечивается буксирами (пассажирских судов с требуемой ледовой категорией в наличии нет), имеющими достаточную для работы в ледовых условиях категорию, ледопроходимость и прочность корпуса. Буксиры перевозят жителей до момента появления устойчивого прочного ледового покрова на реке.
 
В период ледохода и ледостава перевозка горожан осуществляется бесплатно (например, в 2011 году буксирами было перевезено 170 тыс. человек, более 5 тысяч горожан в сутки).
 
Проблемы есть даже тогда, когда ледоход прекращается.
 
С одной стороны каждую зиму создаются пешеходные и транспортные ледовых переправы, но с другой стороны грузовые суда, заходящие в порт, разрушают ледовый покров на реке Северная Двина, создают ледовые каналы и торосы, мешают наведению пешеходных переправ через реку.
 
Наконец, в 2012 году Северная Двина не замерзала до декабря, а ледовые транспортные и пешеходные переправы были открыты только в третью декаду января 2012 года, при этом из-за ледообразования пришлось перевозить пассажиров 2,5 месяца буксирами.
 
Перевозка пассажиров осуществляется на морально и физически устаревших судах, в том числе слабо приспособленных или вообще не отвечающих требованиям к перевозке пассажиров, в частности, не имеющих подкреплений для работы в условиях замерзания реки Северная Двина.
 
Как видно из широкого общественного обсуждения и решений муниципальных властей, имеющийся в настоящее время флот пассажирских судов всех типов и назначений на островных территориях города Архангельска в дельте реки Северная Двина не обеспечивает потребностей населения, особенно в период льдообразования и ледохода. Связано это с отсутствием судов ледового класса.
 
В целом ситуация характеризуется острой необходимостью в развитии местных и межрегиональных пассажирских перевозок, что в первую очередь связано с решением проблемы их экономической эффективности. Эксплуатация пассажирского флота осуществляется либо на направлениях, дотируемых местными бюджетами (социальные перевозки), либо в туристических целях (Санкт-Петербург, Москва, Селигер, Валдай, Ильмень и др.). Размеры требуемых дотаций тем больше, чем меньше приспособлены суда к условиям эксплуатации.
 
Средний возраст речных пассажирских судов для местных линий (действующие документы имеют 972 пассажирских судна и парома) составляет 36 лет, пассажирских паромов для местных линий - 30,2 года.
 
Нормативный срок эксплуатации судов составляет 25-35 лет при максимально возможном сроке эксплуатации 40 лет. Таким образом, уже сейчас должно быть списано более 50% эксплуатируемого в настоящее время флота, что, безусловно, приведет к обвалу объемов пассажироперевозок на речном транспорте и для многих регионов страны обернется транспортным коллапсом (регионы, где нет альтернативы речным перевозкам).
 
Как показывают данные, наибольшее количество судов относится к типу "Москва", "Москвич" и "ОМ". На них приходится около 70% всего пассажирского флота для местных и пригородных линий. Эти суда создавались давно, морально и физически устарели.
 
Например, под наблюдением Северного филиала РРР (г. Архангельск) находилось около 230 пассажирских, грузопассажирских и грузовых судов для местных линий. Основной порт приписки - Архангельск, средний возраст всех судов для местных линий - 37,2 года, только пассажирских и грузопассажирских - 37,3 года (всего 44 единицы). Последнее из пассажирских и грузопассажирских судов для местных линий Архангельской области было построено в 1999 году.
 
В XXI веке водный транспорт России получил построенные для линейных перевозок 20 пассажирских судов, 33 парома и 21 накатная баржа с аппарелями, которые также часто используются на переправах. Однако этого совершенно не достаточно для решения всех имеющихся задач.
 
Анализ общих внешних факторов, причем не только по Архангельской области, влияющих на пассажирские и грузовые перевозки по рекам на местных линиях, показал, что основной проблемой данного вида перевозок является их дотационность и зависимость от местных бюджетов. Без соответствующего финансирования такие перевозки просто исчезнут. Необходимость таких перевозок заключается в том, что для многих линий нет альтернатив и добраться из пункта А в пункт Б можно только по реке (или в ряде случаев объезжая по суше значительно большее расстояние и затрачивая при этом значительно больше времени).
 
Следует отметить, что в целом речной пассажирский транспорт местного сообщения в настоящее время не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта, в частности, с автомобильным, из-за резкого роста у населения автомашин в личной собственности, а также появления многочисленных внутригородских и междугородних автобусных маршрутов вследствие передачи пассажирских автоперевозок в руки коммерческих компаний.
 
Между тем, потребность в речных местных перевозках сохраняется, а во многих местах и растет вследствие вполне естественных ограничений в развитии автодорожной инфраструктуры (что характерно для восточных и северных бассейнов страны), перегруженности дорог (например, Москва с областью) и дороговизны местного авиационного сообщения. В некоторых регионах страны имеется значительное количество территорий, где альтернативой водному транспорту является только дорогой и маловместительный вертолет.
 
Основной формой организации движения пассажирского флота является линейная. Обоснование схемы линий проводится на этапе подготовки плана эксплуатационной работы судоходной компании на предстоящую навигацию. Сущность задачи состоит в том, чтобы на основе размеров пассажиропотоков по отдельным направлениям и состава пассажирского флота установить конкретные линии работы для каждого типа судна с учетом полного удовлетворения потребностей в пассажирских перевозках с минимальными транспортными расходами.
 
Решающее значение в организации перевозок и, соответственно для типа модели функционирования пассажирского или грузопассажирского судна, имеет среднее значение приемлемого для пассажиров времени ожидания судна. Организация обслуживания в режиме случайного вызова (при "созревании" заявки по мере накопления пассажиров) при наличии мобильной связи может использоваться в местах спорадического появления пассажиров, но для отечественных условий такое решение мало подходит (хотя в принципе, может быть использовано для мегаполисов в виде "речного такси").
 
В целом ситуация характеризуется острой необходимостью в развитии местных и межрегиональных пассажирских перевозок, что в первую очередь связано с решением проблемы их экономической эффективности.
 
Эксплуатация пассажирского флота осуществляется либо на направлениях, дотируемых местными бюджетами (социальные перевозки), либо в туристических целях (Санкт-Петербург, Москва, Селигер, Валдай, Ильмень и др.). Размеры требуемых дотаций тем больше, чем меньше приспособлены суда к условиям эксплуатации.
 
Для развития пассажирских перевозок необходим новый, современный, привлекательный флот, имеющий минимум потребности в дотациях.
 
Был выполнен анализ эксплуатируемых пассажирских и грузопассажирских судов для местных линий на социально значимых маршрутах и были представлены предложения по замене новыми проектами.
 
Эти сводные данные приведены в таблице ниже.
 
Таблица. Анализ эксплуатируемых пассажирских и грузопассажирских судов для местных линий на социально значимых маршрутах и предложения по замене новыми проектами

 
№ проекта в эксплуатации Пассажиро-
вместимость
Тип судна Кол-во Район эксплуатации № нового проекта Пассажиро-
вместимость
Тип судна
588,
тип "Родина"
250 пассажирское
с каютами
2 Енисейский
бассейн
PV11 150-200 пассажирское с каютами
с возможностью перевозки
дополнительно багажа и груза
646,
тип "Байкал"
145-276 пассажирское
с каютами
3 Ленский, Обь-
Иртышский бассейны
PV11 150-200 пассажирское с каютами
с возможностью перевозки
дополнительно багажа и груза
780,
тип "ОМ"
100-243 пассажирское
с сидячими местами
1 Ленский бассейн PV11 150-200 пассажирское с каютами
с возможностью перевозки
дополнительно багажа и груза
780,
тип "ОМ"
100-243 пассажирское
с сидячими местами
2 Амурский бассейн PV16 250 пассажирское с сидячими местами
Р-51, Р-51Э,
Р-51ЭА, тип "Москва"
150-325 пассажирское
с сидячими местами
6 Амурский бассейн PV16 250 пассажирское с сидячими местами
Р-51, Р-51Э,
Р-51ЭА, тип "Москва"
150-325 пассажирское
с сидячими местами
10 Московский, Камский,
Волжский бассейны
PV16M 100-150 пассажирское с сидячими местами
342, 342У,
342Э, тип "Метеор"
116-124 пассажирское
с сидячими местами
4 Московский,
Волжский бассейны
PV16M 100-150 пассажирское с сидячими местами
352,
тип "Восход"
71 пассажирское
с сидячими местами
3 Волжский бассейн PV16M 100-150 пассажирское с сидячими местами
780,
тип "ОМ"
100-243 пассажирское
с сидячими местами
7 Волжский,
Камский бассейны
PV16M 100-150 пассажирское с сидячими местами
544,
тип "Москвич"
80-133 пассажирское
с сидячими местами
5 Московский, Камский,
Волжский бассейны
PV16M 100-150 пассажирское с сидячими местами
81080,
тип "Московский"
150 пассажирское
с сидячими местами
2 Московский,
Волжский бассейны
PV16M 100-150 пассажирское с сидячими местами
839, 839А,
873, 873А, тип "МО"
22-138 пассажирское
с сидячими местами
6 Волго-Балтийский, Московский,
Камский, Волжский бассейны
PV16M 100-150 пассажирское с сидячими местами
792, 792А,
тип "ПС"
20-100 пассажирское
с сидячими местами
5 Обский, Печорский,
Волжский бассейны
PV16M 100-150 пассажирское с сидячими местами
Р-51, Р-51Э,
Р-51ЭА, тип "Москва"
150-325 пассажирское
с сидячими местами
6 Обский, Обь-
Иртышский бассейны
PV14 100 пассажирское с сидячими местами
Р-83, Р-83А,
946, 946А, тип "Заря"
54-86 пассажирское
с сидячими местами
10 Енисейский, Амурский,
Обский, Обь-Иртышский,
Ленский бассейны
PV14 100 пассажирское с сидячими местами
Р-83, Р-83А,
946, 946А, тип "Заря"
54-86 пассажирское
с сидячими местами
1 Печорский бассейн PV14 100 пассажирское с сидячими местами
340Э,
тип "Ракета"
50 пассажирское
с сидячими местами
2 Ленский бассейн PV14 100 пассажирское с сидячими местами
342, 342У,
342Э, тип "Метеор";
342М, 342МТ,
342МЭ, 342МС тип "Комета"
116-124 пассажирское
с сидячими местами
11 Амурский, Беломорско-
Онежский, Байкало-Ангарский,
Ленский, Обь-Иртышский
бассейны
PV14 100 пассажирское с сидячими местами
352,
тип "Восход"
68-71 пассажирское
с сидячими местами
6 Байкало-Ангарский,
Обский, Ленский, Обь-
Иртышский бассейны
PV14 100 пассажирское с сидячими местами
17091,
тип "Полесье"
48 пассажирское
с сидячими местами
1 Ленский бассейн PV14 100 пассажирское с сидячими местами
544,
тип "Москвич"
80-133 пассажирское
с сидячими местами
4 Амурский, Обский, Обь-
Иртышский бассейны
PV14 100 пассажирское с сидячими местами
14200,
тип "Линда"
55 пассажирское
с сидячими местами
5 Обь-Иртышский
бассейн
PV14 100 пассажирское с сидячими местами
19591,
тип "Баргузин"
120 пассажирское
с сидячими местами
1 Байкало-Ангарский
бассейн
PV14 100 пассажирское с сидячими местами
95031,
тип "Ясавэй"
38 пассажирское
с сидячими местами
2 Печорский бассейн PV14 100 пассажирское с сидячими местами
1402Б,
338М
10-20 рейдовый катер 2 Волго-Балтийский
бассейн
КС-110 12 служебно-разъездной катер
14701,
тип "БКТ"
12 буксирный катер,
переоборудованный для перевозки
пассажиров
1 Байкало-Ангарский
бассейн
КС-110 12 служебно-разъездной катер
14201,
тип "Линда"
25 пассажирское с
сидячими местами
1 Волжский бассейн КС-110 12 служебно-разъездной
катер
КС-100, КС-102 2-12 служебно-разъездной
катер
6 Северо-Двинский,Волго-
Балтийский, Московский, Обь-
Иртышский бассейны
КС-110 12 служебно-разъездной
катер
А-45, А-45-1,
А45-2
100 пассажирское с
сидячими местами
4 Енисейский бассейн В новом проекте
нет необходимости,
в эксплуатации новые суда
А-145 130 пассажирское с
сидячими местами
2 Обь-Иртышский бассейн В новом проекте
нет необходимости,
в эксплуатации новые суда
АКС-2000,
тип "Марс-2000"
18 пассажирское с
сидячими местами
3 Обь-Иртышский бассейн В новом проекте
нет необходимости,
в эксплуатации новые суда
КС-162, тип "Ямщик" 44 пассажирское с
сидячими местами
1 Ленский бассейн В новом проекте
нет необходимости,
в эксплуатации новые суда
105.05, тип "Фарман Салманов 74 пассажирское с
сидячими местами
1 Обь-Иртышский бассейн В новом проекте
нет необходимости,
в эксплуатации новые суда
КС-110 12-30 служебно-разъездной
катер
21 Обский, Обь-
Иртышский, Ленский,
Волго-Балтийский,
Печорский бассейны
В новом проекте
нет необходимости,
в эксплуатации новые суда
82822 8 пассажирский катер 1 Обь-Иртышский бассейн В новом проекте
нет необходимости,
в эксплуатации новые суда
82841 55 пассажирское с
сидячими местами
1 Волго-Балтийский
бассейн
В новом проекте
нет необходимости,
в эксплуатации новые суда
700 PRO 9 пассажирский катер 3 Ленский бассейн /td> В новом проекте
нет необходимости,
в эксплуатации новые суда
Т-63, тип "Костромич"
+ баржа-площадка
0-6 буксирный катер+
баржа-площадка
7 Северо-Двинский,
Обский бассейны
RPF15 до 50 чел,
dw 75,8 т
самоходное
грузопассажирское судно
1606, тип "Костромич",
1741А, 861А, Р-96Б +
баржа-площадка
0-50 буксирный катер+
баржа-площадка
7 Байкало-Ангарский, Обский,
бассейны
RPF15 до 50 чел,
dw 75,8 т
самоходное
грузопассажирское судно
РВН-376, РВМ-376, РМ-376,
РН-376, тип "Ярославец"
+ баржа-площадка
0-50 буксирный катер+
баржа-площадка
7 Байкало-Ангарский,
Камский бассейны
RPF15 до 50 чел,
dw 75,8 т
самоходное
грузопассажирское судно
603, 603А,
тип "СП"
до 350,
г/п
73 т
самоходный паром-
теплоход
1 Волжский бассейн RPF15 до 50 чел,
dw 46,7 т
самоходное
грузопассажирское судно
774, тип "СП" до 77,
г/п
60 т
самоходный паром-
теплоход
2 Байкало-Ангарский,
Обский бассейны
RPF15 до 50 чел,
dw 75,8 т
самоходное
грузопассажирское судно
024, тип "Север" 20 самоходная баржа-
площадка
1 Байкало-Ангарский
бассейн
RPF15 до 50 чел,
dw 75,8 т
самоходное
грузопассажирское судно
911В, тип "РТ-300"
/ 1587, 570В, Р-33Б +
баржа-площадка
0-90 буксирное судно+
баржа-площадка
6 Байкало-Ангарский,
Обский бассейны
RPF14 до 200 чел,
dw 349 т
самоходное
грузопассажирское судно
603, 603А,
тип "СП"
до 350,
г/п 73 т
самоходный паром-
теплоход
3 Байкало-Ангарский
бассейн
RPF14 до 200 чел,
dw 349 т
самоходное
грузопассажирское судно
70240,
тип "Дорожник"
50 самоходный паром-
теплоход
1 Байкало-Ангарский
бассейн
RPF14 до 200 чел,
dw 349 т
самоходное
грузопассажирское судно
РР1000,
тип "Дачник"
до 90 канатный
пассажирский паром
1 Волжский бассейн В новом проекте
нет необходимости,
в эксплуатации новое судно
РЕГК.361221.102 до 40,
г/п 40 т
самоходное
грузопассажирское судно
2 Печорский бассейн В новом проекте
нет необходимости,
в эксплуатации новое судно