Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

05.12.19 16:41
О воссоздания международного судоходства по крупнейшей в Центральной Азии реке - Амударье

3-4 декабря 2019 года в Термезе (Узбекистан) состоялся международный Форум по торговле и транспорту, где рассматривались проблемы воссоздания международного судоходства по крупнейшей в Центральной Азии реке - Амударье. Форум проводился Министерством транспорта Узбекистана, USAID и Хокимиятом Сурхандарьинской области.
 
В работе конференции приняли участие около 150 специалистов транспортной отрасли Узбекистана, Афганистана, Таджикистана, Казахстана, России, Украины, Грузии и ряда других стран.
 
Были заслушаны доклады:
 
• Правительства Узбекистана по созданию интегрированного торгово-транспортного центра в Термезе;
• по возможностям соединения морских портов с Центральной Азией;
• по устранению препятствия на пути транзита (политика, пересечение границ, тарифы, инфраструктура, время и стоимость транзитных перевозок);
• по транспорту в Северном Афганистане;
• по перспективам восстановления речного транспорта и перевозок по реке Амударья (управлению речными портами, организация работы речных пароходств, государственно-частное партнерство, законодательство, инфраструктура, развитие профессиональных навыков).
 
Тезисы доклада Морского Инженерного Бюро
 
Когда-то в древности река Амударья впадала в Каспийское море и вопрос как перемещаться и перемещать грузы не стоял - можно было попасть в Хиву водным путем.
 
Недалек от Термеза есть античный порт Кампыртепа, она же Александрия на Оксе. Порт был основан ориентировочно в конце IV века до н.э. начале III века до н.э. и просуществовала более трех столетий до I века н.э. Портовый город располагался на правом берегу реки Амударья (в древности известная как Окс). Был перевалочным пунктом для купцов, которые везли свои товары по Великому Шелковому пути, а также выполнял таможенные функции.
 
Амударья самая крупная по площади водосбора и водоносности река Центральной Азии, образуется слиянием рек Пяндж и Вахш. Общая её длина от истоков реки Пяндж до Аральского моря составляет 2574 км, а от слияния с рекой Вахш - 1415 км.
 
C 1981 года отмечается маловодный период - период полной зарегулированности стока. Средний многолетний сток за этот период составил 6,73 км³, что в 6 раз меньше чем было в многоводный период. К катастрофически маловодным годам за этот период относятся, например, 1986, 2001 и 2008 годы.
 
Главная проблема помимо грузовой базы - обеспечение путевых условий (в первую очередь глубины). Сегодня в районе Термеза суда могут работать с осадкой около 1,0-1,4 м.
 
В советское время в 60-е годы прошлого столетия на отправку в Афганистан из Термеза ежедневно находилось до 70 вагонов, а иногда доходило до 400 вагонов.
 
И сейчас через речной порт Хайратон на реке Амударья проходит почти половина импорта Афганистана (продовольствие, лес, товары народного потребления, стройматериалы, машины и оборудование, топливо и прю) и значительный объем гуманитарных грузов.
 
Поэтому работа грузового флота по Амударье будет эффективна в рамках Трансафганского международного транспортного коридора.
 
Сегодня речной порт Термеза работает на линии Термез - Хайратон буксиром мощностью 600 кВт и тремя буксируемыми баржами-площадками грузоподъмностью по 400 тонн.
 
Однако перспективы развития перевозок значительны и связаны с созданием интегрированного торгово-транспортного центра в Термезе (хаба со консигнационными складами, где будут накапливаться грузы для Афганистана), откуда груз, по мере рыночной потребности, будет перевозиться в Хайратон и далее в Мазари-Шариф, который является основным торговым и транспортным центром северного Афганистана.
 
Предложения по речному грузовому флоту для Амударьи:
 
• переход на толкание, который позволит снизить расход топлива и увеличить размеры самих толкаемых барж (до грузоподъемности 1000 тонн и выше);
• использование барж типа ро-ро и перевозка грузов в контейнерах, с целью сокращения времени на перевалку в Термезе и Хайратоне;
• применение комбинированных накатно-наливных толкаемых барж на основе барже-буксирного толкаемого состава из судов проектов RT63A и ROB21A, которые были разработаны Морским Инженерным Бюро для перевозки нефтеналивных грузов, генеральных и навалочных грузов, включая 20-ти и 40-ка футовые контейнеры международного стандарта (без установки фитингов), металл и металлопродукции, лес, бревна и пиломатериалы, уголь, строительные материалы, крупногабаритные грузы.
 
Такое составное судно позволит увеличить грузоподъемность состава до 1000-1800 тонн, имея мощность как у сегодняшних буксиров около 600 кВт.