Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

26.01.21 21:10
О европейских круизных речных судах на on-line конференции "Философия проектирования судов"



Современные тенденции новых европейских речных круизных судов в выступлении Александра Егорова на on-line конференции, организованной ИАА "ПортНьюс" и Морским Инженерным Бюро, посвященной научным и практическим проблемам проектирования, строительства, модернизации и эксплуатации судов, подготовки технических кадров отрасли под названием "Философия проектирования судов".
 
В работе второго дня конференции приняли участие 134 специалиста и студента, в том числе представители шести отраслевых вузов:
 
• Санкт-Петербургского государственного морского технического университета ("Корабелка", Санкт-Петербург);
• ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова (Санкт-Петербург);
• МГУ имени адмирала Г.И. Невельского (Владивосток);
• Российского университета транспорта - РУТ (МИИТ);
• Москва, Волжского государственного университета водного транспорта (Нижний Новгород);
• Сибирского государственного университета водного транспорта (Новосибирск).
 
Видеотрансляцию докладов, мнения экспертов отрасли и дискуссию по основной теме докладов можно просмотреть перейдя по ссылке.
 

Выступление старшего научного сотрудника Морского Инженерного Бюро, кандидата технических наук Александра Егорова.
 
Обзор европейских речных круизных пассажирских судов
 
Навигацию 2020 года на речных круизных пассажирских судах (РКПС) по всему миру, из-за пандемии COVID-19, можно назвать катастрофической.
 
Вообще же, если не учитывать нынешнюю навигацию, европейскому речному круизному рынку присущ выраженный рост. С 2013 года происходит увеличение числа круизов, прежде всего, за счет американских туристов.
 
Пассажиропоток на европейских ВВП сильно зависит от сезона: объем перевозок в пиковый весенне-летний период выше осеннего в 1,8-2 раза, зимнего - в 3 раза.
 
В 2018 году на речных круизных судах было перевезено 1,64 млн. пассажиров (на 14,6% больше, чем в 2017 году), 37,7% - американцы и канадцы, 28,1% - немцы, 12,8% - британцы и ирландцы.
 
В 2018 году увеличился спрос на европейские круизы у туристов из Азии, России, Скандинавии и Восточной Европы (суммарно на 41%), Великобритании и Ирландии (на 31%). Количество американских и канадских туристов возросло за год на 14,3%, немцев - на 14,7%.
 
Меняется возрастная структура пассажиров и повышается спрос на дорогие круизы. С 2018 года началось "омолаживание" речных круизов. К примеру, доля немецких туристов в возрастной группе 41-55 лет выросла на 6% до 18,3%, в возрастной группе 26-40 лет выросла более чем в 4 раза до 8,3% по сравнению с 2017 годом. В премиум сегменте спрос за год вырос на 6%, в люкс и ультра-люкс сегменте - на 8%.
 
Более половины всего пассажиропотока на европейских ВВП приходится на Швейцарию, Германию и Францию. В первую очередь, это объясняется тем, что, практически половина всех европейских судов (43% или 153 ед.) работает под швейцарским флагом, причем это суда не только в системе Рейн - Майн - Дунай, но и на Роне, Соне, Сене и Эльбе.
 
По данным на 2018 год 70% всего европейского флота (253 судна) сосредоточено в системе Дунай - Майн - Рейн. На реках Рона и Сона работает 22 судна, на Сене - 20 судов, на реке Дору - 20 судов. Всего в навигацию 2018 года работало 359 круизных судов общей пассажировместимостью более 52000 человек.
 
В 2016 году было сдано в эксплуатацию 20 судов, в 2017 году - 17 судов, в 2018 году - 10 судов и 3 судна были существенно модернизированы, включая одно переоборудование из грузовой баржи. Для сравнения, общая пассажировместимость российских круизных судов по данным на 2019 год составляла 24602 человека (практически в два раза меньше).
 
В 2019 году построили 20 новых круизных судов. В 2020 году компания "Viking River Cruises" уже получила 4 новых судна (продолжение серии "Viking Longship"), строятся суда и для других компаний.
 
Крупнейшие европейские операторы: "Viking River Cruises" (22,6% всего европейского рынка круизных перевозок), "CroisiEurope" (10,0%), "A-ROSA" (7,0%), "Phoenix Reisen" (6,7%), "AmaWaterways" (6,5%), "Nicko Cruises" (5,1%).
 
До 90-х годов прошлого столетия флот европейских речных круизных пассажирских судов пополнялся медленно и составлял всего 13,6% от нынешнего количества. Пик строительства новых судов пришелся на 2011-2015 годы. В этот период было построено более 30% работающего сейчас флота. Более 60% судов построено уже в XXI веке.
 
В 2017 году суда строились для разных европейских рек (47% не для системы Рейн - Майн - Дунай), в 2018 году только одно судно было построено для реки Дору, остальные - для центральной европейской артерии - Рейн - Майн - Дунай. В 2019 и 2020 годах строительство судов для системы Рейн - Майн - Дунай также превалирует над строительством для других рек. Например, с 2012 по 2020 годы было построено 58 судов типа "Viking Long Ship" длиной 135 м на 190 пассажиров / 95 кают. Активно строился флот люксового и ультра-люксового сегмента (компании "Scenic luxury cruises & tours" и "Crystal cruises" и другие).
 
Для внутренних водных путей Европы из-за определяющих ограничений ширины и высоты судна (габариты шлюзов и мостов) характерны двухпалубные круизные суда с относительно малой шириной. Для судов, работающих в системе Рейн - Майн - Дунай, длина не превышает 135,0 м, ширина - 11,4 м, для судов, работающих только на Рейне или только на Дунае, ширина может быть увеличена вплоть до 22 м, а также увеличен надводный габарит в зависимости от района эксплуатации на реке.
 
Пассажировместимость "классических" речных круизных пассажирских судов люксового и ультра-люксового сегмента, как правило, составляет в среднем 150 человек, площадь кают - 20-25 м² с балконом, с полностью включёнными всеми услугами на борту и берегу, суда премиум сегмента рассчитаны на 170-190 пассажиров.
 
Современные тенденции новых европейских речных круизных судов
 
Например, в 2019 году был реализован проект трехпалубного 196 пассажирского судна "AmaMagna" круизной компании "AmaWaterways" с рекордными для европейских рек габаритной длиной 135,0 м, шириной 22 м, работает на Дунае на линиях Фильсхофен - Будапешт, Фильсхофен - Джурджу.
 
В 2021 году будет сдано первое европейское четырехпалубное круизное судно "A-ROSA E-motion" на электродвижении для круизной компании "A-ROSA", рассчитанное на 280 пассажиров. Судно в первую навигацию будет работать на линиях Кельн - Амстердам, Кельн - Роттердам.
 
Длина судна 135,0 м, ширина - 17,7 м, осадка - 1,7 м. Максимальная расчетная скорость до 24 км/ч (13 узлов), эксплуатационная - 12 узлов. Экипаж состоит из 70 человек. Главная энергетическая установка суммарной мощностью около 2370 кВт. Обводы создавались исследовательским центром группы компаний "DAMEN", для уменьшения сопротивления воды движению судна была применена система воздушных каверн.
 
При заходе в порт и швартовых операциях предполагается работа от аккумуляторных батарей, что позволит сократить выбросы в атмосферу в городах до нуля. Предусматривается также зарядка батарей от береговых источников электропитания во время стоянок (электрические колонки установлены в большинстве европейских портов, в России, к примеру, первую такую колонку установили на Северном речном вокзале в Москве).
 
На судне предусмотрены 140 кают: 119 стандартных, 7 класса "Люкс", 2 для маломобильных людей, 12 семейных (до 5 мест). Все каюты, кроме семейных, с балконами. Прогулочная палуба - солнечная. Площадь кают - от 20 до 28 м², включая балкон. Интерес представляют семейные каюты, которые были специально спроектированы для возможного размещения всей семьи вместе: большая площадь, возможность установки двух дополнительных кроватей в каюте, отсутствие балконов для безопасности детей, увеличенная ванная комната и размещение на отдельной палубе, чтобы не мешать другим пассажирам.
 
Семейные каюты располагаются на нижней палубе. Каюты для маломобильных людей - возле лифта.
 
Каюты класса "Люкс", за исключением одной каюты, находятся на одной палубе с ресторанами. Следует также отметить, что для пассажиров, путешествующих в таких каютах, будет организован специальный сервис: отдельная регистрация, личная встреча с директором круиза, бесплатные коктейли, мини-бар, фрукты в номер, консьерж-сервис и т.п.
 
Каюты экипажа и обслуживающего персонала предусматриваются на нижней палубе. Все каюты выполнены в одно- или двухместном исполнении. Четырехместных кают, как обычно бывает на речных круизных пассажирских судах с целью экономии и так ограниченной площади, нет. Отдельно для экипажа и обслуживающего персонала на нижней палубе будет работать бар и лаунж-зона.
 
Вообще интересно подчеркнуть, что если классическим решением считалось проводить тематические круизы для определенной категории людей, то здесь наблюдается тенденция к созданию круиза, который был бы интересен абсолютно разным категориям. Для пассажиров, путешествующих с детьми, организован детский клуб с аниматором, выделено место в ресторанной зоне, чтобы дети могли, при желании, отдельно от взрослых питаться и общаться между собой, установлен детский бассейн с небольшой глубиной. Для пассажиров, любящих расслабленный отдых, предусмотрены 10 разноплановых баров, ресторанов и лаунж-зон, сауна, тренажерный зал, джакузи, бассейн, ледяной грот и зона медитации. Для пассажиров, ценящих особый подход, ко всему прочему, предлагается еще и вип-сервис с индивидуальным обслуживанием.
 
Небольшие европейские речные круизные пассажирские суда
 
Следует выделить также группу небольших европейских РКПС пассажировместимостью 10-40 человек (европейские операторы называют их "баржами-отелями"). Значительная часть таких судов в свое время была переоборудована из грузовых судов. Как показал анализ, выполненный Центральной комиссией судоходства по Рейну, таких судов сейчас в Европе 69 единиц, большинство с возрастом более 50 лет, почти половина была построена в 1921-1940 годах, 3 самых старых судна были построены в 1897 году.
 
Всего 9 судов было построено в XXI веке. 5 заказаны компанией "CroisiEurope" в 2014-2016 годах, (пассажировместимость 22 человека, экипаж 5 человек, длина судна 38,5 м, ширина 5,07 м, площадь каюты от 8 м²), 4 судна типа "Magnifique" построены в 2016-2020 годах для круизов по Нидерландам (пассажировместимость 36 человек, экипаж 5 человек, длина судна 67,0 м, ширина 7,2 м, высота борта 5,9 м, осадка 1,5 м, площадь кают 12-16 м²).
 
На судах компании "CroisiEurope" на верхней палубе расположен ресторан, лаунж-бар, джакузи, терраса и кухня, для отдыха также предусмотрена солнечная палуба. В каютах ТВ, интернет, телефон, кондиционирование, санузел.
 
Несмотря на солидный возраст, суда постоянно модернизируются, повышается комфортабельность. Практически половина из 69 судов (34) пассажировместимостью 20-29 человек, 25 судов рассчитано на 10-19 человек. Всего 10 судов имеет пассажировместимость 30-39 человек.
 
Небольшие суда работают в основном в люксовом сегменте, закрывая участки европейских ВВП, на которых не могут работать классические круизные суда. 37 судов работает в Нидерландах, 19 - во Франции, 4 - в Великобритании, 3 - в Германии, 3 - в Италии, по 1 - в Ирландии, Швейцарии и Португалии. На Нидерланды и Францию приходится 80% всех небольших судов.
 
В Нидерландах совершаются недельные круизы из Алкмара в Делфт, из Зандама в Харлем через Гауду, с заходом в Бельгию (из Харлема в Брюгге); часть небольших судов используется в качестве "плавучих отелей", распространены велосипедные туры (днем катание на велосипеде, ночью отдых и переход в следующую локацию).
 
Во Франции, к примеру, такие суда выполняют недельные круизы по каналу Марна - Рейн (из Страсбурга), по реке Марна (из Эперне и Парижа), по каналу Рейн - Рона (из Страсбурга), по Бургундскому каналу, реке Дуб, реке Сона (Дижон - Безансон, Безансон - Монбельяр, Дижон - Сен-Леже-Сюр-Ден), по верхней Соне (до города Пор-сюр-Сон), по реке Рона (из Авиньона и города Арль до города Сет), по Бриарскому и Луарскому каналам (от Бриара до города Невер).
 
Диверсификация европейских речных круизов
 
Продолжает развиваться направление диверсификации европейских речных круизов.
 
В 2018 году значительно выросло количество круизов на реках Мозель (на 25%) и Саар (в два раза).
 
С 2019 года круизная компания "CroisiEurope" продлила французские речные круизы с краткосрочными выходами на морские участки. Если раньше до города Мартиг (озеро Бер) ходили небольшие круизные суда по искусственному каналу, который сильно ограничивал размеры таких судов, то теперь, благодаря принятому в 2018 году французским Правительством постановлению, разрешающему краткосрочный выход речному круизному судну на морской французский участок при благоприятной погоде и должном техническом состоянии судна (требования к судну указаны в том же постановлении, базируются на отчете Всемирной ассоциации водной транспортной инфраструктуры PIANC: основные контролируемые параметры - скорость ветра; значительная высота волны; видимость; минимальный надводный борт; остойчивость - угол затопления, метацентрическая высота; прочность, осадка носом и т.д., конкретные требования могут отличаться в разных европейских странах), стало возможным организовывать такие круизы как Лион - Мартиг (Порт Сен-Луи-дю-Рон как альтернативный порт в случае плохой погоды) по реке Рона, круизы до Сен-Назера по реке Луара и круизы до Руайана по заливу Жиронда.
 
Такие же круизы немного ранее были организованы по реке Сена до порта Гавр, до Мидделбурга в Нидерландах, по реке По до Венеции в Италии, по рекам Гвадалквивир и Гвадиана до города Кадис в Испании.
 
Для грузовых речных судов, к примеру, "открыли" также порты Зебрюгге и Остенде в Бельгии (речные круизные суда туда не заходят).
 
С 2021 года компания "Avalon Waterways" расширяет круизный сегмент на Дунае и Балканском полуострове, впервые круизные суда компании будут заходить в порты Илок (Хорватия). Голубац (Сербия), Ибс-на-Дунае (Австрия), Хайнбург (Австрия).
 
Отдельно следует отметить предложение круизной компании "Viking River Cruises" на 2021 год: совмещение речного и морского круиза на своих судах. Компания предлагает совмещенные круизы на 22 дня из Будапешта в Берген и на 15 дней из Бергена в Базель. Пересадка туристов осуществляется в Амстердаме.
 
Отличия в эксплуатации речных круизных судов от российских
 
Вообще же условия эксплуатации европейских и нильских судов более благоприятны по сравнению с российскими и китайскими. Ходовое время составляет 8-14 часов, у российских судов - 18-20 часов; средняя эксплуатационная скорость также меньше; европейские суда изначально проектируются и строятся на меньший речной класс, соответствующий российскому "О" и "Р" (высота волны h1% обеспеченности 2 м и 1,2 м) и даже "Л" (0,6 м), в то время как построенные российские суда эксплуатируются в классе "М" (высота волны h3% обеспеченности 3,0 м) и выше. Соответственно, существенно различаются расходы на топливо и поддержание технического состояния судна в рейсе - отсюда и большее количество обслуживающего технического персонала на российских судах.
 
О ходовых качествах круизных пассажирских судов нового поколения
 
Новое поколение круизных пассажирских судов значительно отличается от классических речных и модернизированных до смешанного класса круизных пассажирских судов как по своему техническому оснащению, так и концептуально - другие подходы к определению главных размерений, обводов, формированию пассажирских и общественных помещений.
 
Применение принципа максимального использования габаритов внутренних водных путей, для которых проектируется судно, а также внедрение новых пропульсивных комплексов (винто-рулевые колонки, колесные движительно-рулевые) привели к необходимости создания новых эффективных обводов. При этом сами обводы создаются и оптимизируются в программных комплексах, которых просто не существовало на момент проектирования существующих ныне пассажирских судов. К примеру, в Китае строится новое речное круизное пассажирское судно с винто-рулевыми колонками на 600 пассажиров.
 
Разработанная Морским Инженерным Бюро линейка РКПС нового поколения включает в себя все основные классы: "Волго-Балт макс" (проект PV500VB); "Волго-Дон макс" (проекты PV300, PV300VD, PV250); "Дунай макс" (проект PV200D); "ББК макс" (проекты PV09, PV11, PV150, PV200BB).
 
Остановимся более детально на некоторых проектах:
 
PV300VD "Волго-Дон макс" класса;
- PV250 "Волго-Дон макс" класса (пассажирский барже-буксирный состав);
- PV150 "ББК макс" класса (классические обводы и пропульсия);
PV09 "ББК макс" класса (современные обводы и ВРК).
 
Обводы пассажирских судов нового поколения создавались в программных комплексах Rhinoceros и CAESES (Friendship Systems) и оптимизировались с помощью методов вычислительной гидродинамики в среде FlowVision.
 
Представлены результаты расчета буксировочного сопротивления и мощности, зависимости между скоростью хода, мощностью и числом оборотов ГД пассажирских судов нового поколения.
 
Пассажирское судно проекта PV300VD "Петр Великий" спущено на воду в мае 2019 года, находится на достройке, ходовые испытания еще не были проведены. Судно проекта PV300 "Мустай Карим", обводы которого близки к обводам ПС проекта PV300VD (разница в кормовой оконечности и пропульсивном комплексе - установлены 2 ВРК мощностью 1200 кВт каждая вместо трех) сдано в августе, ходовые испытания подтвердили (с запасом) контрактную скорость судна. На испытаниях судно показало скорость 25 км в час при контрактной 22,5 км в час.
 
На ходовых испытаниях пассажирское судно "Штандарт" проекта PV09 показало скорость 23,8 км/ч. В 2019 году были проведены расширенные мореходные испытания "Штандарта" с целью подтверждения выполнения условий смешанного класса М-ПР.
 
Удовлетворительная сходимость результатов модельных и натурных мореходных испытаний на примере пассажирских судов проектов, PV300 и PV09 показывает эффективность применяемых инструментов.