Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

03.04.21 17:38
Доклад "Перспективы и возможности пассажирского судостроения. Прогноз потребности в новых судах" на VIII Международной конференции по судостроению

1 апреля 2021 года генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров выступил на пленарном заседании VIII Международной конференции "Российское судостроение 2021" с докладом "Перспективы и возможности пассажирского судостроения. Прогноз потребности в новых судах ".
 

Тезисы доклада
 
Итоги пассажирского судостроения
 
Итоги 2020 года являют собой яркий пример многоаспектного возрождения пассажирского судостроения (круизные суда, морские пассажирские суда для регулярных линий, речные пассажирские суда для регулярных линий, экологически чистые прогулочных и пассажирские суда, суда на подводных крыльях, СВВП, хауз-боты, суда с альтернативными движителями).
 
Во-первых, это ПЕРВОЕ построенное за 60 лет в России речное круизное пассажирское судно проекта Морского Инженерного Бюро PV300 "Мустай Карим" на 329 пассажиров. Наверное, не менее грандиозное событие, чем сдача атомного ледокола ЛК-60 "Арктика", хотя оно, может быть, менее заметно прошло. В любом случае, завод Красное Сормово доказал, что не боги горшки обжигают, и не только на иностранных верфях можно строить круизные пассажирские суда. "Мустай Карим" получился, с точки зрения принятых изначально решений, весьма неплохо.
 
Продолжает строиться на заводе "Лотос" двоюродный брат "Мустая Карима" круизное судно "Петр Великий" проекта PV300VD на 310 пассажиров.
 
Во-вторых, сдано морское грузопассажирское судно проекта Морского Инженерного Бюро PV22 "Адмирал Невельской" на 146 каютных пассажиров для Сахалина и Курил. Интересно отметить, что такие морские пассажирские суда, как и речные круизные, на отечественных заводах тоже не строились почти 30 лет. Последним был небольшой "Гипанис" 1992 года постройки Хабаровского завода на 36 пассажиров, а до этого вообще был перерыв с 1963 года (серия "Киргизстан" постройки Северной верфи). Второе судно серии будет сдано в 2021 году.
 
В-третьих, серьезный интерес к "зеленым" судам с минимальным углеродным следом. Были заложены и строятся в Самаре и в Новой Ладоге сразу пять гибридных дизель-электрических судов с "батарейками" для однодневного круиза проекта PV20S пассажировместимостью 200 человек.
 
Зеленодольский завод имени А.М. Горького сдал первое в России пассажирское прогулочное судно, работающее на сжиженном природном газе - "Чайка" на 176 пассажиров.
 
Был спущен на воду первый электрокатамаран разработки "НПК Морсвязьавтоматика" EcoVolt на 86 человек. Компания "ВодоходЪ" подписала контракт на поставку пяти скоростных катамаранов Ecocruiser пассажировместимостью до 120 пассажиров, которые будут ходить от Дворцовой набережной Санкт-Петербурга до Петергофа, то есть станут заменой традиционным "Метеорам". Всего ожидается в 2021 заказ 15 подобных судов, включая девяти Ecobus для Москвы.
 
"Ушаковские верфи" из Калининграда сдали инновационную плавучую дачу (хаусбот), полностью на электродвижении.
 
В-четвертых, ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева построило пять СПК "Валдай 45Р" проекта 23180 пассажировместимостью 45 человек и еще строится два таких суда (всего с 2018 года - 10 судов). Строится два "Метеора 120Р" (всего 4). Было построено три морских СПК "Комета-120М".
 
Зеленодольский завод приступил к постройке по проекту КБ СиТех двух "Метеоров - 2020".
 
Нижегородская фирма "Аэротехнология" испытывает инновационное судно на подводных крыльях проекта А92 на 24 пассажира. Впервые использованы подъемные крылья пересекающихся поверхностей по схеме "Утка".
 
В-пятых, Средне-Невский завод приступил к постройке каютного пассажирского судна для линии Красноярск - Дудинка "Виктор Астафьев" и его систер-шипа по проекту А45-90.2 КБ "Агат дизайн". Завод также освоил композитные пассажирские катамараны типа "Грифон".
 
В-шестых, в Нижнем Новгороде компания "ГАМА" достраивает инновационное колесное мелкосидящее речное круизное судно "Золотое Кольцо" проекта ПКС-180 на 180 пассажиров, которое было передислоцировано в 2020 году с завода "Лотос", где строится еще одно судно этого проекта.
 
В-седьмых, на достроечную площадку во Владивостоке прибыл головной пассажирский автомобильно-железнодорожный паром-ледокол для линии Ванино - Холмск проекта Морского Инженерного Бюро CNF11CPD "Александр Деев". Второй продолжает строиться на Амурском заводе.
 
В Навашине продолжают строить головное грузопассажирское судно проекта PV24 для работы между портами и портопунктами Камчатки, а также на Командорские острова "Анатолий Чернеев". Судно предназначено для перевозки 36 пассажиров в каютах, генеральных грузов, контейнеров (в т.ч. рефрижераторных), оборудовано грузовым краном с возможностью выполнять грузовые операции на необорудованном берегу.
 
Всего для коммуникаций Дальнего Востока строится шесть новых грузопассажирских судов.
 
В-восьмых, продолжается постройка судов на воздушной подушке (фирмы Аэроход, Славир, строящиеся суда типа "Нептун-23" в Подпорожье, заложенное по Алмазовскому проекту и готовящееся к сдаче новое судно на воздушной подушке на 50 мест на Хабаровском судостроительном заводе).
 
Всего за XXI век было получено только по речному флоту около 220 пассажирских судов, в том числе 115 прогулочных, 6 круизных, около 40 местных линий, около 40 самоходных и несамоходных грузопассажирских паромов. Только для северных регионов построили около 30 пассажирских судов и 30 паромов, а также около 20 накатных барж с аппарелями, которые часто используются для организации речных переправ.
 
Таким образом, все необходимые типы пассажирских судов отечественные заводы освоили.
 

Потребность в пассажирских судах для регулярных перевозок
 
Ежегодно по внутренним водным путям России перевозится около 13-14 млн пассажиров, в том числе около 3-4 млн людей в экскурсионно-прогулочных рейсах.
 
Средний возраст 700 пассажирских судов всех типов, работающих на местных линиях, по данным РРР на июль 2020 года составляет 47,8 лет.
 
75% всего пассажирского флота для местных и пригородных линий - это суда типа "Москва", "Москвич", "ОМ", "Московский" и "МО". Эти суда создавались давно, морально и физически устарели.
 
Больше всего в работе судов проектов Р-51, Р51Э, Р-51ЭК, Р-51ЭА (проект был разработан в 1965 году) типа "Москва" - 217 судов со средним возрастом 38 лет. Классическое судно для транспортно-экскурсионных перевозок пассажиров (от 225 до 243 человек в зависимости от проекта). Также достаточно многочисленны еще суда проектов 544, 544Ш, 544П типа "Москвич" - 131 судов средним возрастом 64,4 года.
 
В целом ситуация характеризуется острой необходимостью в развитии местных и межрегиональных пассажирских перевозок, что в первую очередь связано с решением проблемы их экономической эффективности. Эксплуатация пассажирского флота осуществляется либо на направлениях, дотируемых местными бюджетами (социальные перевозки), либо в туристических целях (Санкт-Петербург, Москва, Селигер, Валдай, Ильмень и др.).
 
Размеры требуемых дотаций (для социальных перевозок) тем больше, чем меньше приспособлены суда к условиям эксплуатации.
 
По оценкам экспертов, фактический пассажиропоток речным транспортом может достигать 20 млн. человек.
 
Старший научный сотрудник, к.т.н. Александр Егоров проанализировал действующие местные линии, определил фактический и прогнозируемый пассажиропоток и выделил базовые типы новых судов для обеспечения этого пассажиропотока с минимальной стоимостью пассажиро-километра. Для развития местных пассажирских перевозок необходим новый, современный, привлекательный флот.
 
По результатам такого анализа, проведенного, водному транспорту России требуется около 110 пассажирских судов местных линий и 40 грузопассажирских паромов.
 
Такая оценка количества и характеристик перспективных судов дает возможность определить потребность в соответствующем оборудовании для них и "запустить" реальную локализацию.
 

Потребность в круизных судах
 
По круизным пассажирским потребность в новом судостроении объективно определяется по сокращению суммарной пассажировместимости. Причем это явление также абсолютно объективно и связано не только со старением флота, но и сокращением количества пассажиров на каждом отдельно взятом судне в связи с продолжающими работами по повышению комфортабельности (меньше кают, но большей площадью).
 
Утилизация "старых" серий речных круизных пассажирских судов не только идет, но и идет с нарастающими темпами. Пик ее пришелся на 2011-2018 годы, и этот процесс продолжается сейчас. К февралю 2019 года из 254 построенных в советское время речных круизных пассажирских судов 98 (38,6%) были списаны. В эксплуатации - формально 124 судна (48,8%) средним возрастом 45,2 года, причем из них 4 под иностранным флагом. К 2025 году будет в работе примерно 87 РКПС, в том числе новых, а к 2030 году - примерно 53.
 
В итоге, сейчас у нас в сумме 24600 пассажиро - мест, в 2025 ожидается 18700, в 2030 году - 11600. При сохранении сегодняшнего объема круизных пассажиров нам потребуется соответствующее количество новых круизников. Здесь тоже надо видеть реальные тенденции рынка. То есть, необходимы и PV500, как самые окупаемые, и PV300, и PV180, и ПКС.
 
Следует помнить, что предлагаемый в постройке сейчас круизный флот - это не только суда, которые уже строятся (PV300VD, PV300), но и о целой "линейке" судов - от PV500 для линии Москва - Санкт-Петербург - Астрахань на 500 пассажиров и до судов (на основе "колесников" и PV09) на 100-150 пассажиров, которые смогут работать на новых маршрутах (например, Санкт-Петербург - Великий Новгород, Москва - Великий Новгород, "Золотое кольцо", река Ока, Москва, Санкт-Петербург - Соловки, Ладога - Санкт-Петербург - Сайма). Будем надеется, что очень скоро многие водные туристы смогут увидеть не только Валаам и Мандроги, но и Старую Ладогу, Константиново, Великий Новгород.
 
Для сохранения понятия "речной круиз", и не только для иностранных туристов, рекомендуется на среднесрочную и долгосрочную перспективы строительство новых пассажирских судов, которые бы наиболее полно удовлетворяли запросам рынка. Это могут быть круизные пассажирские суда как для классических речных маршрутов в европейской части страны (PV300, PV500VB, PV09, ПКС-180 и т.п.), так и смешанного плавания суда для работы в прибрежных морях и на речных маршрутах, в том числе, на Енисее, Лене, Оби и Амуре (PV300VD, PV11 и т.п.).