Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

23.05.14 14:53
Доклады Бюро на конференции "Современные технологии проектирования, постройки, эксплуатации и ремонта судов, морской техники и инженерных сооружений"


С 21 по 23 мая 2014 года в Николаеве в Национальном Университете Кораблестроения имени адмирала Макарова (ранее Николаевский кораблестроительный институт) прошла научно-техническая конференция с международным участием "Современные технологии проектирования, постройки, эксплуатации и ремонта судов, морской техники и инженерных сооружений".
 
Всего было представлено 69 докладов.
 
Пленарное заседание было открыто докладом старейшего сотрудника Морского Инженерного Бюро, профессора, доктора технических наук Виталия Васильевича Козлякова - "О современном состоянии и путях совершенствования критериев обеспечения общей прочности морских транспортных судов". В докладе было выполнено сопоставление требований Правил и Норм различных Классификационных обществ за последние 100 лет к моментам сопротивления эквивалентного бруса для реальных современных судов с длинами от 100 до 400 м, построенных из сталей с различными прочностными характеристиками.
 
Вторым был заслушан доклад генерального директора Морского Инженерного Бюро, профессора, доктора технических наук Геннадия Егорова и технического директора Бюро Валерия Тонюка - "Проблемы отечественного речного танкерного флота".
 
В докладе было показано, что для значительной части отечественных судовладельцев нефтеналивных судов внутреннего и смешанного плавания дата 1 января 2015 года означает прекращение эксплуатации имеющихся у них танкеров, построенных в советское время.
 
Парадоксальность ситуации в том, что ее сформировали с одной стороны международное право в виде запрета Международной конвенции МАРПОЛ 73/78 использовать "однокорпусные" танкера для морской перевозки тяжелых (плотностью более 0,900 т/куб. м) сортов нефти и нефтепродуктов и с другой стороны - национальные российские требования в виде Технического Регламента, которые также запрещают на "однокорпусных" танкерах уже речную перевозку опасных грузов (любых, в том числе легких сортов нефти и нефтепродуктов).
 
Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта был утвержден Правительством Российской Федерации Постановлением от 12 августа 2010 года N623 и вступил в силу 23 февраля 2012 года. В соответствии со статьей Технического регламента 108в на нефтеналивных судах (кроме стоечных) должны быть предусмотрены двойное дно и двойные борта, простирающиеся по всей длине и высоте грузовых танков, или грузовые танки должны быть вкладными. Все нефтеналивные суда, не удовлетворяющие требованиям подпункта "в" настоящего пункта, не могут эксплуатироваться после 31 декабря 2014 года.
 
Судовладельцы отмечают, что речь идет о примерно 700 самоходных судов и 900 несамоходных барж, подавляющее число которых необходимо будет вывести из эксплуатации. При этом грузы в ряде регионов не смогут быть доставлены потребителю другими видами транспорта или другими судами ("двухкорпусными"), причем на строительство этих новых "двухкорпусных" судов у многих судовладельцев своих средств нет, нет и достаточной залоговой собственности для получения кредита.
 
С другой стороны, пополнение флота таких судов уже происходит, за XXI век было построено около 100 судов и 20 барж новых проектов, полностью отвечающих всем современным экологическим требованиям. Более того, строительство новых проектов идет серийно на нижегородском заводе "Красное Сормово", навашинской "Окской судоверфи", рыбинской "Верфи братьев Нобель", зеленодольском заводе им. А.М. Горького, астраханском заводе "Лотос", Костромской судостроительной верфи, аксайской верфи "Дон Кассенс", Херсонском заводе. К постройке небольших танкеров приступили Ярославский и Сосновский заводы. Практически все эти заводы, включая лидеров, могут взять заказы на новое судостроение даже на 2014 год. Поэтому судостроители, в свою очередь, озабочены загрузкой заводов и сохранением набранных темпов производства (что без заказов невозможно).
 
Таким образом, как отмечается в докладе, налицо большая вероятность возникновения сложностей с доставкой социально значимых грузов (топлива, нефти) в различных регионах на фоне конфликта интересов судоходных компаний и судостроительной промышленности.
 
Морское Инженерное Бюро приняло активное участие в работе конференции, всего представив на обсуждение судостроительной общественности девять докладов по наиболее актуальным научным и практическим проблемам отечественного судостроения и судоходства:
 
1. Анализ характеристик существующих черноморских паромов (авторы Г.В. Егоров, Д. В. Черников, А.Г. Егоров).
 
В черноморском регионе действует более десяти паромных судоходных компаний и существует несколько видов паромных перевозок. Наибольший удельный вес приходится на грузовые перевозки автомобильной техники, железнодорожных вагонов и контейнеров на железнодорожных и автомобильных паромах. Следующий по объему вид перевозок - это перевозки большегрузных автомобилей TIR, легковых автомобилей и небольшого количества пассажиров (порядка 100-200 человек). Как правило, пассажиры таких линий - это сопровождающие груз, водители перевозимых автотранспортных средств. Паромы имеют пассажирский класс, но не имеют развитого пассажирского комплекса - только минимальный набор сервиса для пассажиров. Обычно имеется от 40 до 100 стандартных 2-местных кают, бар, ресторан самообслуживания, магазины.
 
По данным на осень 2013 года, средний возраст морских паромов, эксплуатирующихся на линиях Черного моря, составляет 28 лет. Нормативный срок эксплуатации судов составляет 25-35 лет при максимально возможном сроке эксплуатации 35-40 лет. Таким образом, в ближайшие 5-10 лет должны будут списаны практически все из 35 черноморских паромов.
 
2. Обоснование главных размерений судна "Лена макс" класса (авторы Г.В. Егоров, Е.Ю. Дурнев).
 
Выполнен детальный анализ условий эксплуатации судов в бассейне реки Лена с целью обеспечения максимально возможного использования путевых габаритов при решении внешней задачи проектирования судов смешанного плавания для "северного завоза".
 
Показано, что наиболее перспективными будут транспортные суда с полным использованием гарантированных габаритов судового пути реки Лена от порта Осетрово до порта Тикси, максимально возможным с позиций обеспечения ходкости коэффициентом общей полноты, повышенной грузовместимостью при минимально возможной высоте борта; повышенной управляемостью в стесненных условиях и на мелководье за счет использования полноповоротных винто-рулевых колонок; обоснованной эксплуатационной надежностью конструкций судового корпуса при оптимальной металлоемкости последнего.
 
3. Принципы проектирования речных паромов для северных районов России (авторы Г.В. Егоров, В.И. Тонюк, А.Г.Егоров).
 
В докладе рекомендуются к постройке:
 
• грузопассажирское судно вместимостью около 200 человек, на два грузовых автопоезда с носовой и кормовой аппарелями для работы на речной переправе протяженностью до 3 км и ледовой категорией Лед 40 (проект RPF14);
• пассажирское судно вместимостью 250 человек, с ледовой категорией Лед 40 (проект PV16);
• грузопассажирское судно вместимостью до 50 человек и один автопоезд (грузоподъемностью 50 т) с носовой аппарелью для работы на речных переправах продолжительностью рейса до 2 часов и ледовой категорией Лед 40 (проект RPF15).
 
4. Оценка весовой нагрузки грузовых судов смешанного плавания на стадии эскизногопроектирования (автор А.Г. Егоров).
 
В докладе выполнен анализ весовой нагрузки современных сухогрузных и нефтеналивных судов смешанного река-море плавания нового поколения. Предложены зависимости-модули и измерители масс для постатейного расчета нагрузки проектируемого судна в первом приближении начальной стадии проектирования. Выполнен структурный анализ металлоемкости корпусных конструкций сухогрузных и нефтеналивных судов смешанного река-море плавания нового поколения.
 
5. Оценка остаточной общей прочности танкера смешанного плавания (автор В.А. Нильва).
 
В докладе представлены расчетные модели повреждений корпуса танкера смешанного плавания и упрощенный метод учета потери части продольных связей при повреждении.
 
6. Применение AutodeskInventor при проектировании элементов судовых конструкций (авторы А.В. Демкович, И.Н. Бойко).
 
7. Приближенный аналитический метод расчета общего поперечного изгиба корпусоводнотрюмных морских судов докового типа (автор Н.Ф. Бутенко).