Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

19.02.15 17:16
Концепт HSV06E гидрографического судна для создания электронных навигационных карт рек Сибири


Водные пути уже не представляются без использования электронной картографии. Такие работы в России успешно ведутся с конца 90-х годов. Но реки не были бы рекам, тем более в Сибири, если бы на них не менялась судоходная обстановка. Актуализация данных требует соответствующей регулярной работы, сбора и обработки исходных данных для создания и корректуры электронных навигационных карт с помощью современных промерно-изыскательских спутниковых комплексов, установленных на гидрографических судах.
 
При этом за последние 27 лет не было построено ни одного речного промерного / промерно-изыскательского судна. На сегодняшний день в эксплуатации находится 36 промерных судов, из них в основном проекта Р-159, средний возраст которых достиг 38 лет.
 
Так, Обь-Иртышский бассейн обслуживает 1 промерное судно, Ленский бассейн - 4 судна, Енисейский бассейн - 2 судна. Следует отметить, что только одно судно проекта Р-159 имеет класс "О", остальные - "Р", что не позволяет их применять для работы на водохранилищах и больших озерах.
 
Комплекс путевых работ, обеспечивающих эффективную эксплуатацию грузовых и пассажирских судов на внутренних водных путях, напрямую зависит от количества, состава и работоспособности судов технического флота. Сложившаяся ситуация с техническим флотом требует принятия кардинальных мер с целью восстановления флота как за счет роста количественного состава судов, так и за счёт оснащения новых судов современными техническими средствами, позволяющими увеличить производительность труда.
 
За счет активной работы Росморечфлота, флот лоцмейстерских и обстановочных судов значительно обновился в последнее время:
 
• в 2011 году сдано в эксплуатацию многофункциональное лоцмейстерское судно проекта BLV01;
• в 2013 году - два обстановочных судна проекта BLV02;
• в 2013 году - шесть обстановочных судов проекта SV2407;
• в период с 2012 по 2014 год - 27 обстановочных судов проекта 3050;
• в период с 2013 по 2014 год - 12 обстановочных судов проекта 3050.1;
• в 2014 году - 1 обстановочное судно проекта 3052 (еще 3 в постройке, всего заказано 7 единиц).
 
Итого 48 обстановочных судов и 1 лоцмейстерское судно было сдано в эксплуатацию в период с 2011 по 2014 год (по данным на октябрь 2014 года).
 
Но эффективное поддержание требуемых глубин на внутренних водных путях, а также обеспечение безопасности судоходства за счёт правильной расстановки навигационных знаков и своевременного изменения границ судоходных участков пути, не представляется возможным без предварительного выполнения промерных и изыскательских работ.
 
Средний возраст действующих промерных речных судов приближается к 40-ка годам, поэтому задача создания нового универсального гидрографического судна, обеспечивающего как эффективное проведение комплексных изыскательских работ на внутренних водных путях, так и выполнение промерных работ на мелководных участках, является крайне востребованной и актуальной.
 
По заказу Росморречфлота, Морское Инженерное Бюро создало такой проект HSV06E, который предназначен для выполнения промерных работ, полевых и камеральных изыскательских работ с комфортабельным размещением на борту с автономностью до 20 суток русловой изыскательской партии, использующей современный автоматизированный промерно-изыскательский спутниковый комплекс.
 
В состав комплекса входят:
 
• многолучевой эхолот;
• буксируемый гидролокатор бокового обзора;
• приемник ГЛОНАСС, 2-х частотный, с функцией RTK (Инерциальная навигационная система);
• рабочая станция (со специализированным программным обеспечением, с функциями СОЭНКИ и картплоттера).
 
Выполнение съемочных и промерных работ на мелководных участках осуществляется дополнительным мелкосидящим (осадка ок. 0,5 м) промерным катером (рабочей промерной моторной лодкой типа "Прогресс"), входящим в комплектацию судна.
 
Проект HSV06E представляет собой мелкосидящее (осадка по КВЛ 1,40 м) стальное однопалубное самоходное двухвинтовое судно класса "О" с носовой рулевой рубкой, с машинным отделением в средней части, с рабочей палубой в кормовой части, с промерным катером и грузовым краном, обеспечивающим спуск промерного катера, а также работу с буями и якорями.
 
Судно проекта HSV06E имеет следующие основные характеристики:Длина габаритная - около 40,15 м;
Длина между перпендикулярами - 38,04 м;
Ширина габаритная - около 10,50 м;
Ширина по КВЛ - 10,00 м;
Высота борта на миделе - 2,50 м;
Осадка по КВЛ - 1,40 м;
Скорость - 21,0 км/ч;
Автономность - 20 суток.
 
Класс РРР: О 2.0 (лед 20) А.
 
Основные задачи промерно-изыскательского судна проекта HSV06E:
 
• Базирование изыскательской партии, выполнение промерных, полевых и камеральных работ;
• Контроль состояния судового хода на внутренних водных путях и акваториях портов;
• Контроль состояния навигационного ограждения судового хода, контроль горения огней на знаках освещаемой обстановки;
• Обслуживание знаков судоходной обстановки и ремонт светосигнальной аппаратуры.
 
Судно имеет дополнительные функциональные возможности:
 
• Толкание несамоходных объектов, включая работу в земкараване в качестве шаландировщика;
• Проведение операций по закладке якорей земснаряда;
• Перевозка пассажиров (до 7-ти человек);
• Буксировка несамоходных объектов, включая нефтеналивные баржи.
 
В кормовой части судна установлены два винта фиксированного шага. Привод к винтам механический от главных дизелей через реверс-редукторы. Маневренность судна обеспечивается двумя балансирными рулями, защищёнными от повреждений на мелководье нижней опорой. Для перекладки рулей в румпельном отделении установлены две независимые электро-гидравлические рулевые машины, обеспечивающие как одновременную (синхронную), так и раздельную перекладку рулей на любой борт.
 
Носовая оконечность судна имеет усиленные ледовые подкрепления и скег для размещения носового подруливающего устройства мощностью 100 кВт.
 
Для обеспечения выполнения судном проекта HSV06E своих основных функций предусмотрено соответствующее гидрографическое оборудование:
 
1. Многолучевой эхолот - высоко интегрированная двухчастотная система, разработанная специально для установки на промерных судах. Система состоит из процессорного блока эхолота с интегрированной мультипортовой картой и стандартного 25 метрового кабеля к приемоизлучателям.
 
Основные особенности:
 
• максимальная ширина полосы обзора до 165°;
• глубины от 0.5 до 150 м на частоте 400 кГц и от 0.5 до 500 м на частоте 200 кГц;
• от 256 до 512 лучей шириной от 2 до 0,5 градусов.
 
2. Ультразвуковой двухчастотный гидролокатор бокового обзора с технологией внутриимпульсной линейно-частотной модуляции, что позволяет получать четкую акустическую картину дна, подводных объектов с высоким разрешением и низким уровнем шумов. Позволяет одновременно работать на двух частотах: 100/400 кГц, 300/600 кГц или 300/900 кГц.
 
3. Инерциальная навигационная система - легкая в использовании, высоконадежная, разработанная для определения крена, курса, качки, скорости и местоположения судна. объединяет данные ГЛОНАСС с данными об угловой скорости и ускорениях, от датчиков динамического перемещения и спутникового компаса для определения надежных и точных данных о пространственной ориентации судна в шести степенях свободы.
 
Выполнение съемочных и промерных работ на мелководных участках осуществляется дополнительным мелкосидящим промерным катером, расположенном на капе МО в кормовой части судна.
 
Для работы с катером, а также для обслуживания навигационных плавучих знаков, предусмотрен грузовой гидравлический кран-манипулятор грузоподъемностью 1.4 тонны при вылете стрелы 4,0 м и грузоподъемностью 0,72 тонны при вылете стрелы 7,5 м.
 
Судно снабжается двумя носовыми якорями Холла массой по 350 кг каждый.
 
Для толкания шаланд предусмотрены носовые упоры и автоматический сцепной замок типа Р-100Т-6.
 
Для осуществления буксировочных операций на кормовой рабочей палубе установлена автоматическая буксирная лебедка с тяговым усилием около 20 т и автоматическим канатоукладчиком, а также буксирный битенг.
 
Экипаж судна - 6 человек. Общее количество мест на судне - 13. Комсостав, включая начальника изыскательской партии, размещен в одноместных каютах повышенной комфортности с индивидуальными санузлами, а остальные члены экипажа и спецперсонал - в одноместных каютах с санузлами. Предусмотрены два запасных места.
 
Жилые и служебные помещения располагаются в носовой жилой рубке и под главной палубой.
 
Для обеспечения экологической безопасности цистерны запасов топлива и масла не соприкасаются с наружной обшивкой.
 
Рулевая рубка выполнена с круговым обзором и обеспечением возможности управления судном одним человеком.
 
Учитывая проблемы с глубинами на ВВП восточной части Российской Федерации и количество находящихся в эксплуатации промерных судов, рекомендуется уже сейчас начать строительство промерно-изыскательских судов для восточной части Российской Федерации.