Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

29.02.16 18:20
Проблемы судостроения на III Международном Форуме дноуглубительных компаний



25 февраля 2016 года состоялся III Международный Форум дноуглубительных компаний, проведенный медиа-группой "ПортНьюс" совместо с ФГУП "Росморпорт" и Международной ассоциацией дноуглубительных компаний (IADC) при финансовой поддержке компании "Мордрага" (DEME), а также компаний "Ян Де Нул", "Нониус Инжиниринг", Boskalis, Damen, Idreco, "Гидромех", Dredge Yard, "Фертоинг", "Ван Оорд" (Van Oord), China Communications Construction Company Limited (CCCC), BLRT Grupp, "Коралайна Инжиниринг", Neptune Shipyards BV, Royal IHC (IHC).
 
Модератором сессии "Судостроение" был генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров.
 
На сессии заслушивались доклады:
 
• Производство и проектирование дноуглубительного флота в России (председатель совета директоров ЗАО "Завод гидромеханизации" Даниил Гарбуз);
• Дноуглубительное оборудование и новые технологии компании Damen (инженер отдела дизайна и предложений компании Damen Рене Сенс);
• Самоотвозные трюмные землесосы на СПГ топливе: следующий шаг в России (Региональный Директор по России компании Royal IHC (IHC) Ханс Хесен);
• Импортозамещение и строительство заводов по производству комплектующих для дноуглубления (генеральный директор ПАО "ОЭЗ "Лотос" Сергей Милушкин);
• Презентация BLRT Grupp и обзор проектов Западного Судоремонтного Завода (старший специалист службы маркетинга BLRT Grupp Дмитрий Кузьмин);
• Возможности голландских верфей по строительству и проектированию дноуглубительной техники (член исполнительного совета судостроительной группы Neptune Shipyards BV. Бенджамин Грефкенс).
 
Обсуждались вопросы создания и постройки новых земснарядов и землесосов для работы в прибрежной морской зоне и на внутренних водных путях России. Были представлены взгляды ведущих мировых разработчиков дноуглубительной техники, представлены современные решения и новые технологии как собственно в развитии технологии, так и собственно в платформах (судах) - газовое топливо, позиционирование, экологические требования, охрана труда. Отмечалось, что проектных организации в России во взаимодействии с рядом европейских фирм разрабатывают новые проекты такой техники, что российские заводы в состоянии построить такие суда, что есть достаточно возможностей и для изготовления самого технологического оборудования (грунтовых насосов, фрез и т.п.).
 
Большая часть докладов была посвящена вопросам постройки новых земснарядов в условиях морских портов и прибрежных коммуникаций.
 
Однако не менее важным являются такие же суда (или машины, как их часто называют) для работы по обеспечению речных путевых условий. Поэтому ниже изложены некоторые результаты по решению внешней задачи проектирования судов технического флота для реки, полученные в ходе исследований 2009-2012 годов Морским Инженерным Бюро.
 
Интересно, что в XXI веке российских заказчикам было поставлено с классом Российского Речного Регистра более 50 единиц новых землесосов, однако практически все они являются несамоходными землесосами, предназначенными для добычи песчано-гравийных смесей (т.е. классическими "добычными" машинами, а не необходимыми для обеспечения путевых условий судами).
 
Согласно первоначальной версии ФЦП "Развитие транспортной системы РФ на 2010-2015 годы" предполагалась постройка 22 земснарядов, в основном, для ГБУ Восточных бассейнов.
 
Таблица 1
Земснаряды, строительство которых предполагалось по ФЦП "Развитие транспортной системы РФ на 2010-2015 годы"
 
Класс, производительность Предполагаемая цена
1 снаряда, млн. руб. в ценах
2008 года
Количество ГБУВПиС
Многочерпаковые земснаряды
О(лед) А, 400 м³/час 800,0 3 Камское, Обь-Иртышское, Байкало-Ангарское
Р(лед) А, 250 м³/час 680,0 3 Камское, Амурское, Енисейское, Ленское
Рефулерные землесосы
О(лед) А, 1500 м³/час 850,0 3 Обь-Иртышское, Обское, Ленское
О(лед) А, 1000 м³/час 750,0 3 Амурское, Северо-Двинское, Ленское
Р(лед) А, 350 м³/час 600,0 4 Северо-Двинское, Печорское,
Обь-Иртышское, Обское
Переоборудование
О(лед) А, 150-1500 м³/час 550,0 6 Обь-Иртышское (3), Ленское (3)

 
В действительности, необходимо пополнение всех сегментов речного флота.
 
Как следует из таблицы 2, в ФЦП "Развитие транспортной системы РФ на 2010-2015 годы" (первоначальная версия) предполагалось финансирование только части потребного нового флота, причем, если по обстановочным, экологическим, служебно-вспомогательным и промерным судам потребности практически полностью удовлетворяются, то по землесосам и многочерпаковым земснарядам - только на 30%, а по дноочистительным снарядам, плавкранам, шаландам, мотозавозням, дебаркадерам финансирования нового судостроения нет вообще в планах не было.
 
Таблица 2
Состав речного технического флота и возможные варианты его пополнения
 
Вид флота Наличие Эксплуатируемые Потребности в новом судостроении Новое судостроение
по ФЦП 2010-2015
(первоначальная версия)
Земснаряды 195 119 74 22
Дноочистительные снаряды
и краны
51 33 26 Не предусматривается
Плавкраны 66 61   Не предусматривается
Шаланды 198 126 27 Не предусматривается
Мотозавозни 177 110   Не предусматривается
Другие самоходные суда 1396 1127 обстановочные - 250 обстановочные - 250
служебно-вспомогательные - 30 служебно-вспомогательные - 32
экологические - 20 экологические - 16
промерные - 74 промерные - 32
Всего - 671 Всего - 330
Другие несамоходные суда 738 562 195 Не предусматривается
Итого 2821 2138 993 352

 
Понятно, что из всего состава технического флота - дноуглубительные, дноочистительные снаряды, плавкраны, грунтоотвозные шаланды, мотозавозни, обстановочные, служебно-разъездные теплоходы, промерные катера, нефтянки и др. - дноуглубительные снаряды представляют собой наиболее сложные, дорогие в проектировании и строительстве и энергоемкие в эксплуатации объекты судостроения.
 
Достаточно сказать, что длительность их строительства составляла раньше: головного 3-4 года, серийного - 2-3 года как в нашей стране, так и за рубежом.
 
В настоящее время продолжительность строительства новых земснарядов за рубежом зависит от их конструкции и составляет 0,5-1,5 года (минимальные сроки для серийных несамоходных землесосов малой и средней производительности).
 
При этом на российских судостроительных заводах построено 45% землесосов общей производительностью 15%; на заводах Чехословакии соответственно 52% и 47%. По многочерпаковым земснарядам ситуация следующая: российской постройки - 16% по количеству и 20% общей производительности; на заводах Украины соответственно - 13% и 38%; на заводах Чехословакии - 44% и 23%. Доля судов построенных в Финляндии, Японии и Голландии значительно меньше.
 
Наконец, в последние пять лет в России не было построено ни одного самоходного дноуглубительного земснаряда (те суда, которые сейчас строятся на заводе Красное Сормово совместно с компанией Дамен - первые).
 
При этом на отечественных заводах осуществляется постройка модульных несамоходных землесосов без проживания экипажа на борту, как правило, для горнодобывающей отрасли и мелиорации.
 
Несамоходные землесосы без проживания экипажа на борту могут быть выбраны для центральных речных бассейнов в качестве эффективного пути решения проблемы пополнения флота, так как являются, по сути, единственным типом земснарядов, которые продолжают сейчас строить отечественные заводы.
 
Естественно, что для работы таких землесосов потребуется соответствующий земкараван, включая жилой блок (брандвахту), мотозавозню (возможно более мощную, чем обычно), 2-3 самоходные грунтоотвозные шаланды или столько же несамоходных с буксирами-толкачами (об этом, например, написало Волго-Балтийское ГБУ).
 
Но и для САМОХОДНЫХ землесосов с ПОСТОЯННЫМ проживанием экипажа потребуется практически такой же земкараван, только без дебаркадера.
 
Специально для анализа этого вопроса были получены мнения администрацией бассейнов внутренних водных путей (ранее ГБУВПиС).
 
Отношение ГБУВПиС к несамоходности и отсутствию постоянного проживания на землесосах приведено в таблица 3.
Символ "+" - означает согласие, "-" - отрицание предложенного решения.
 
В примечаниях указаны требуемая автономность снарядов, а также перечни требуемых судов технического флота, отличных от земснарядов.
 
Таблица 3
Главные моменты в отзывах ГБУВПиС
 
# ГБУВПиС Отношение к несамоходности Отношение к безэкипажности Примечание
1. Волго-Балт + +
брандвахты
+
- Земкараван, з/с, жилой блок, мотозавозня, самоходные грунтоотвозные шаланды 2-3 ед;
- Автономность 10 суток
2. Беломорканал + +
брандвахты
+
- Штанговый земснаряд
3. Камское + + +
- Танкеры, остановочные суда;
- Недостаточная автономность
4. Азово-Донское + +
брандвахты
+
- Автономность 7 суток;
- Мотозавозни
5. Кубанское + +  
6. Северо-Двинское + +/-
брандвахты
+
- Автономность 15 суток;
- Бункеровщики
7. Обь-Иртышское + + (Иртыш, Обь);
- (Нижняя Обь, Обско-Тазовская губа)
+
- Автономность 15-30 суток
8. Обское +
реновация
25 человек "Обский-1003" и "Обь" +
- Автономность 20 суток
9. Енисейское - -  
10. Байкало-Ангаркое Землесосы не подходят вообще
11. Амурское Требуется многочерпаковый земснаряд
12. Ленское - - - Автономность 10 суток (по топливу 20-25 суток)
13. Канал им. Москвы + +  

 
Т.е., можно выделить две группы мнений администраций водных бассейнов:
 
• в основном ГБУ Восточных бассейнов, которым будут строить земснаряды по ФЦП (22 единицы). Для них надо, в основном, самоходные землесосы с постоянным проживанием экипажа на борту. Понятно, что это будет крайне дорогим решением (тем более с учетом автономности до 15-30 суток);
• остальные вполне согласны с более дешевыми, но новыми НЕСАМОХОДНЫМИ землесосами БЕЗ ПРОЖИВАНИЯ ЭКИПАЖА на борту с современным рабочими устройствами, в том числе фрезами для работы на тяжелых грунтах и гидравлическим разрыхлителем для легких грунтов.
 
Более того, судя по опыту Азово-Донского ГБУ, они сами начали приобретать такие землесосы и приспосабливать их к своим задачам (прислано соответствующее техническое задание).
 
Естественно, что для работы таких землесосов потребуется соответствующий земкараван.
 
В ФЦП "Развитие транспортной системы РФ" предполагалось финансирование только части потребного на реке нового флота - по землесосам и многочерпаковым земснарядам - только на 30%, а по дноочистительным снарядам, плавкранам, шаландам, мотозавозням, дебаркадерам финансирования нового судостроения вообще ранее не предполагалось.
 
Даже создав новый землесос, следует понимать, что надо строить не только его, но в целом и новый земкараван. На каждый новый землесос требуется жилой блок (брандвахта), мотозавозня, 2-3 самоходные грунтоотвозные шаланды или столько же несамоходных с буксирами-толкачами.
 
Земкараваны надо снабжать топливом. Т.е. нужны новые танкера для снабжения топливом - бункеровщики. Сегодняшние несамоходные нефтянки устарели и физически, и морально (сейчас они однокорпусные).
 
Таким образом, увеличение объемов цистерн запаса топлива и, следовательно, автономности по запасам топлива возможно без изменения длины понтона примерно до 6-7 суток.
 
При этом значительно затрудняется выполнение требований техники безопасности по обеспечению безопасного доступа к судовому оборудованию.
 
Увеличение автономности свыше 6-7 суток, с нашей точки зрения, возможно следующими путями:
 
• за счет соответствующего увеличения длины и ширины понтона;
• за счет размещения дополнительных запасов топлива в одном из понтонов пульпопровода.
 
Исходя из писем ГБУВПиС, потребные характеристики земснарядов для каждого из ГБУВПиС индивидуальны, а общий диапазон требуемых показателей по производительности чрезвычайно широк.
 
В таблице 4 представлены консолидированные данные по пожеланиям ГБУВПиС, а также предложения по объединению пожеланий ГБУВПиС в определенные группы по типам и характеристикам земснарядов.
 
Таблица 4
Предложения по основным характеристикам земснарядов Администраций водных путей
 
ГБУВПиС Тип, класс, прототип Производительность, м³/час Глубина грунтозабора, м Осадка Автономность, сутки Примечания
Волго-Балт Самоходный многочерпаковый земснаряд,
М 3,0 (лед) А, прототип пр. Р-36
900-600 10 2,10-2,28 10  
Беломор-канал Самоходный многочерпаковый земснаряд,
М 3,0 (лед) А
900-600 10 2,10 10 Габаритная высота не более 12,0 м
Енисейское Самоходный многочерпаковый земснаряд,
М 3,0 (лед) А, прототип пр. Р-36
900-600 10 2,10-2,28 10  
Амурское Самоходный многочерпаковый земснаряд,
М 3,0 (лед) А, прототип пр. Р-36
900-600 10 2,10-2,28 10  
Сводное предложение #1 Самоходный многочерпаковый земснаряд,
М 3,0 (лед) А, прототип пр. Р-36
900-600 10 2,10 10 Габаритная высота не более 12,0 м
Камское Самоходный многочерпаковый земснаряд 600   2,0-2,20    
Ленское Самоходный многочерпаковый земснаряд,
О2,0(лед)А
600 14 1,80 10 /
20-25 по топливу
 
Волго-Балт Несамоходный многочерпаковый земснаряд,
Р 1,2 (лед) А,
прототип пр. 92-035
250 7,5 1,27 10  
Камское Несамоходный многочерпаковый земснаряд 250   1,20    
Ленское Самоходный многочерпаковый земснаряд,
О 2,0 (лед) А
250 10 1,20 10 /
20-25 по топливу
 
Сводное предложение #2 Несамоходный многочерпаковый земснаряд,
Р 1,2 (лед) А,
прототип пр. 92-035
250 7,5 1,27 10  
Канал им. Москвы Несамоходный многочерпаковый земснаряд,
прототип пр. 23-75
150 5,5 0,90 15-20 Высота от ОП до кромки несъемных частей 11,7 м
Енисейское Самоходный многочерпаковый земснаряд     0,90-1,00    
Байкало-Ангаркое Самоходный многочерпаковый земснаряд          
Ленское Самоходный многочерпаковый земснаряд,
Р 1,2 (лед) А
100 8 1,00 10 /
20-25 по топливу
 
Сводное предложение #3 Несамоходный многочерпаковый земснаряд,
прототип пр. 23-75
150 5,5 0,90 15 Высота от ОП до кромки несъемных частей 11,7 м
Ленское Самоходный землесос,
О 2,0 (лед) А
2500 10 1,90 10 /
20-25 по топливу
Гидравлический разрыхлитель
Беломор-канал Землесос несамоходный,
О 2,0 (лед) А
2200 16,0 2,05 7-10 Фрезерный разрыхлитель
Обское Землесос несамоходный, О 2,0 (лед) А, донор пр. 1-517-03 2500 13,0 1,05 15-20 Гидравлический разрыхлитель. Высота от ОЛ до кромки несъемных частей не более 10 м
Сводное предложение #4 Землесос несамоходный, О 2,0 (лед) А, донор пр. 1-517-03 1500 13 1,50 15 Фрезерный и гидравлический разрыхлители
Волго-Балт Землесос несамоходный,
О 2,0 (лед) А,
прототип пр. 23-112
1000 10,0 1,25-1,43 10 Фрезерный разрыхлитель
Обское Землесос несамоходный,
О 2,0 (лед) А,
донор пр. 23-112
1000 13,0 1,50 15-20 Гидравлический разрыхлитель. Высота от ОЛ до кромки несъемных частей не более 10 м
Северо-Двинское Землесос несамоходный,
Р 1,2 (лед) А
1000 11,0 (с гидравлическим разрыхлителем) 1,25 15 Гидравлический разрыхлитель
Обь-Иртышское Землесос несамоходный,
М 3,0 (лед) А
1000 15,0-17,0 1,50 15-30 Фрезерный и гидравлический разрыхлители. Размещение экипажа на борту
Ленское Самоходный землесос,
О 2,0 (лед) А
1000 10,0-12,0 1,60 10 /
20-25 по топливу
Фрезерный и гидравлический разрыхлители
Сводное предложение #5 Землесос несамоходный, О 2,0 (лед) А, прототип пр. 23-112 1000 11,0-15,0 1,25 15 Фрезерный и гидравлический разрыхлители
Беломор-канал Землесос несамоходный,
О 2,0 (лед) А
850 14,0 1,50 7-10 Фрезерный разрыхлитель
Обь-Иртышское Землесос несамоходный,
О 2,0 (лед) А
850 15,0-17,0 1,50 15-30 Фрезерный и гидравлический разрыхлители
Северо-Двинское Землесос несамоходный, Р 1,2 (лед) А, прототип пр. 23-110 700 11,0 (с гидравлическим разрыхлителем) 1,10-1,28 15 Гидравлический разрыхлитель
Беломор-канал Землесос несамоходный,
О 2,0 (лед) А
650 10,0 1,25 7-10 Фрезерный разрыхлитель
Кубанское Землесос несамоходный,
О 2,0 (лед) А
650 10,0 1,25   Фрезерный разрыхлитель
Обь-Иртышское Землесос несамоходный,
О 2,0 (лед) А
650 15,0-17,0 1,10 15-30 Фрезерный и гидравлический разрыхлители
Азово-Донское Землесос несамоходный,
О 2,0 (лед) А или Р 1,2 (лед) А
600 10,0 1,25 10 Фрезерный разрыхлитель
Сводное предложение #6 Землесос несамоходный,
О 2,0 (лед) А
650 10,0 1,10 10 Фрезерный и гидравлический разрыхлители
Северо-Двинское Землесос несамоходный,
Р 1,2 (лед) А,
прототип пр. 324
350 8 (6 с гидравлическим разрыхлителем) 0,64 15 Гидравлический разрыхлитель
Канал им. Москвы Землесос несамоходный, прототип пр. 324 350 8 (6 с гидравлическим разрыхлителем) 0,64   Высота от ОП до кромки несъемных частей 7,5 м
Сводное предложение #7 Землесос несамоходный, прототип пр. 324 350 8,0 0,64 7-10 Фрезерный и гидравлический разрыхлитель. Высота от ОП до кромки несъемных частей 7,5 м
Обь-Иртышское Землесос несамоходный,
Р 1,2 (лед) А
200 5,0 0,60 7-10 Фрезерный и гидравлический разрыхлители
Волго-Балт Землесос несамоходный,
Р 1,2 (лед) А, прототип пр. ЗРС
150 8,5 0,54 10 Фрезерный разрыхлитель
Кубанское Землесос несамоходный,
О 2,0 (лед) А
100 5,0 0,60   Фрезерный разрыхлитель
Беломор-канал Землесос несамоходный,
Р 1,2 (лед) А
100 5,0 0,60 7-10 Фрезерный разрыхлитель
Сводное предложение #8 Землесос несамоходный,
Р 1,2 (лед) А
100 5,0 0,60 7-10 Фрезерный и гидравлический разрыхлитель

 
Для пополнения флота администраций речных бассейнов земснарядами можно рекомендовать два рациональных пути:
 
• строить новые НЕСАМОХОДНЫЕ землесосы БЕЗ ПРОЖИВАНИЯ ЭКИПАЖА на борту с современным рабочими устройствами, в том числе фрезами для работы на тяжелых грунтах и гидравлическим разрыхлителем для легких грунтов (плюс на каждый новый землесос требуется жилой блок (брандвахта), мотозавозня, 2-3 самоходные грунтоотвозные шаланды или столько же несамоходных с буксирами-толкачами);
• использовать процедуру Российского Речного Регистра по использованию существующих списанных судов при постройке новых земснарядов.